- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 44RS0028-01-2015-000168-02 |
Дата поступления | 16.02.2015 |
Категория дела | Споры, связанные с жилищными отношениями → Другие жилищные споры → Иные жилищные споры |
Судья | Воронова Ольга Евгеньевна |
Дата рассмотрения | 14.04.2015 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 16.02.2015 | 14:13 | |||||||
Передача материалов судье | 16.02.2015 | 14:14 | |||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 19.02.2015 | 16:16 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | ||||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 19.02.2015 | 17:36 | |||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 19.02.2015 | 17:36 | |||||||
Судебное заседание | 20.03.2015 | 14:00 | Заседание отложено | ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ | |||||
Судебное заседание | 07.04.2015 | 15:00 | Заседание отложено | ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ | |||||
Судебное заседание | 14.04.2015 | 16:00 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН | |||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 20.04.2015 | 16:26 | |||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 21.04.2015 | 16:26 | |||||||
Дело оформлено | 21.04.2015 | 16:26 | |||||||
Дело передано в архив | 03.03.2016 | 14:17 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Администрация Никольского сельского поселения Костромского р-на Костромской обл. | ||||||||
АДВОКАТ | УЛЫБИНА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА (по соглашению) | ||||||||
ИСТЕЦ | Ширмагина Юлия Юрьевна | ||||||||
ИСТЕЦ | Информация скрыта | ||||||||
ИСТЕЦ | Информация скрыта | ||||||||
ИСТЕЦ | Информация скрыта |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба | ||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Костромской областной суд | ||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 17.06.2015 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 17.06.2015 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
Дело № 2-320/ 2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2015 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой О.Е.
при секретаре Березиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ширмагиной Ю.Ю., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Ширмагина А.Р., Ширмагина Р.Р., Сутулова В.А., к Администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области об обязании предоставить жилое помещение,
установил:
Ширмагина Ю.Ю. обратилась в суд с иском в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Ширмагина А.Р., Ширмагина Р.Р., Сутулова В.А., к Администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области об обязании предоставить жилое помещение. Требования мотивировала тем, что она и её несовершеннолетние дети, будучи собственниками жилого помещения по адресу: *** по *** долей в праве, зарегистрированы по данному адресу. Данное жилое помещение в *** года было признано непригодным для проживания, дом - аварийным и подлежащим сносу. С *** семья истца состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. До настоящего времени взамен непригодного другое жилое помещение им не предоставлено, иного жилья они не имеют. Со ссылкой на нормы статей 49,51,57,89 Жилищного кодекса РФ просит суд обязать муниципальное образование Никольского сельского поселения в лице администрации предоставить ей и её несовершеннолетним детям благоустроенное жилое помещение в границах пос.Никольское, по нормам предоставления жилой площади взамен ранее занимаемого.
В судебном заседании Ширмагина Ю.Ю. и её представитель - адвокат Улыбина О.А., действующая по ордеру (л.д.89), на заявленных требованиях настаивали, просили обязать ответчика предоставить семье Ширмагиной жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления. Пояснили, что истцом Ширмагиной и двумя её сыновьями Ширмагиным А.Р. и Ширмагиным Р.Р., жилое помещение по адресу: *** было приобретено по договору купли-продажи в долевую собственности по *** долей в праве каждому. Как стало известно истцу, это жильё уже на момент его приобретения было признано непригодным для проживания и подлежало сносу. В *** году Администрация Никольского сельского поселения ввиду сноса дома предложила истице с детьми взамен помещения в сносимом доме переселиться в новый дом в квартиру площадью *** кв.м.; кроме того, предложили выкупить принадлежащее истцам жилье за *** рублей. Истец не согласилась переехать в предлагаемое жилье ввиду малых размеров его площади, оставаясь проживать в аварийном доме. *** в доме отключили подачу электроэнергии, газа и отопление, в связи с чем она вынужденно выехала из него и в настоящее время проживает вместе ***. Дом, в котором она и её дети имели в собственности жилое помещение, был снесен сразу после их выезда.
Истцы Ширмагин А.Р. и Ширмагин Р.Р., достигшие возраста 14 лет, и привлеченные к участию в деле для реализации права самостоятельно отстаивать свои интересы в суде, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 124-125).
Представители ответчика Администрации Никольского сельского поселения Мольков И.В. и Чиронова Ж.А. с заявленными требованиями не согласились. Пояснили, что семья истца не может претендовать на внеочередное предоставление им жилого помещения по договору социального найма по основанию аварийности дома, поскольку аварийным и подлежащим сносу был признан весь дом целиком; отдельно в отношении принадлежащего истцам жилого помещения Межведомственная комиссия вопросы о пригодности для проживания не разрешала, поэтому истец не вправе претендовать. В своих действиях Администрация сельского поселения руководствовалась не только нормами жилищного кодекса РФ, но и ФЗ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии со ст.16 которого предоставление жилого помещения гражданам, переселяемым из аварийного жилья, носит компенсационный характер, который не предполагает улучшение жилищных условий. При этом жильё, в которое переселяется семья, в силу ст.86-89 ЖК РФ должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому помещению. В настоящем случае семье истца предлагалось занять благоустроенную однокомнатную квартиру, равнозначную по общей площади ранее занимаемому жилью, то есть администрацией были предприняты меры по обеспечению семьи истца жильем, от которого истец отказалась. В целях урегулирования спора мирным путем, Администрацией Никольского сельского поселения предлагалось истцу выкупить принадлежащее ей в аварийном доме жильё, на что Ширмагина своего согласия не дала. Положения статьи 32 Жилищного кодекса по изъятию жилого помещения и земельного участка под домом выполнены не были.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Статьей 40 Конституции РФ гарантировано право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища, (п.1). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (п.3).
Положения пункта 3 ст.40 Конституции РФ отсылают к ст.50 Жилищного кодекса, предусматривающую норму предоставления и учетную норму площади жилого помещения., согласно пункту 2 которой, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.6 Закона Костромской области от 25.12.2006г. № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) устанавливаются: семье из трех и более человек - не менее 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи.
Постановлением Администрации Никольского сельского поселения *** Ширмагина Ю.Ю. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как малоимущая многодетная мать, на основании п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ (л.д.53).
При постановке на учет учитывалось проживание Ширмагиной Ю.Ю. в одной комнате коммунальной квартиры с частичными удобствами общей площадью 69,7 кв.м., с занятием комнаты площадью 15,1 кв.м с количеством зарегистрированных в ней лиц - 4 человека (л.д.51-52).
Согласно Справке Администрации *** Ширмагина Ю.Ю. и до настоящего времени состоит на учете в льготной очереди на предоставление жилого помещения (л.д.54).
В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Такой порядок установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47.
В соответствии с пунктом 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Решение принимается комиссией по заявлению собственников жилого помещения, или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора.
В соответствии с п. 47 Положения (действующего на момент обследования дома в декабре 2006 году) по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Заключением Межведомственной комиссии от *** *** жилой дом, расположенный по адресу ***, в котором проживали истцы до его сноса, признано аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу (л.д.57).
В акте обследования дома указывается, что Дом, 1939 года постройки, двухэтажный, деревянный, восьмиквартирный. Кровля - ветхая, имеет протечки, требует замены, Стены (нижние венцы) сгнили, состояние неудовлетворительное. Стропильная система, система балок перекрытия имеют гнилостные повреждения и прогибы, состояние аварийное. Система водоснабжения, водоотведения и отопления изношены, находятся в неудовлетворительном состоянии. Окна и входные двери сгнили (л.д.55).
Согласно статье 30 Жилищного Кодекса Российской Федерации, собственники жилых помещений обязаны поддерживать жилые помещения в надлежащем состоянии, не допуская их разрушения.
Собственники жилых помещений, расположенных в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке, обязаны снести данный дом в разумный срок с момента признания дома аварийным, согласно статье 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3,5 - 9 настоящей статьи.
Как пояснили представители ответчика, жилой дом по спорному адресу после расселения жильцов и выезда семьи истца был снесен по инициативе администрации сельского поселения с привлечением подрядной организации; при этом процедура меры по изъятию у собственника земельного участка и жилого помещения путем выкупа, предусмотренная положениями ст.32 Жилищного кодекса РФ, ответчиком не соблюдена.
С учетом данного обстоятельства, а также того, что до осуществления сноса дома ответчики не обратились в суд с иском о выселении семьи Ширмагиной из жилого помещения, суд считает ссылки представителей Администрации сельского поселения на возможность и необходимость применения к спорным правоотношениям положений ст.86-89 Жилищного кодекса РФ безосновательными, нарушающими права истца и её несовершеннолетних детей на получение жилого помещения по норме предоставления, установленной Законом Костромской области от 25.12.2006г. № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма».
Поскольку жилой дом до его сноса, в котором находилось жилое помещение, принадлежащее истцам на праве собственности, в установленном законом порядке был признан непригодным для проживания, Ширмагина Ю.Ю. и её дети вправе требовать от Администрации Никольского сельского поселения обеспечения жилым помещением для целей постоянного проживания в соответствии со ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма.
При этом не имеет значения то обстоятельство, что вопрос о пригодности для проживания отдельно каждого жилого помещения в таком доме в установленном порядке не разрешался, так как снос жилого дома вцелом не предполагает возможности сохранения дальнейшего права и возможности пользования отдельной его частью, отдельно взятым в нем жилым помещением.
Как уже указано выше Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также - принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока - сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В соответствии с п.3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с
предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального
найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Поскольку жилой дом, а следовательно, и квартира в которой проживали истцы, непригодны для дальнейшего проживания, вопрос о ремонте дома, возможности дальнейшей его эксплуатации должен был решаться именно Администрацией Никольского сельского поселения. При этом не должно нарушаться право истцов на жилище, гарантированное им Конституцией РФ.
При этом суд находит необоснованными доводы представителей ответчика о том, что жилое помещение по норме предоставления не может быть предоставлено истице ввиду необходимости полного освоения денежных средств, выделенных для реализации муниципальной адресной Программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Никольского сельского поселения на 2013 год», предусматривающей предоставление жителям дома №*** по ул.*** пос.ФИО1 нового жилья с учетом Распоряжения Главы Никольского сельского поселения *** о распределении и закреплении квартиры во вновь выстроенном доме ***» (л.д.69-70, 127-134). Данный вывод суда обоснован недостаточностью площади предлагаемой семье истца *** новом доме, общей площадью *** кв.м., что значительно меньше нормы предоставления жилья на семью из 4х человек.
Истец вправе требовать предоставления его семье другого жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в силу п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ из муниципального жилищного фонда, так как жилое помещение, которое она и ее дети занимали, признано непригодным для проживания.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 03.11.2009г. N 1368-О-О, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Ширмагина Ю.Ю. и её несовершеннолетние дети Ширмагин Р.Р., Ширмагин А.Р., Сутулов В.А., будучи зарегистрированными по адресу снесенного дома (л.д.44-46), в установленном законом порядке приобрели право пользования жилыми помещениями по адресу пос.ФИО1, ***, и до настоящего времени сохраняют регистрацию в нем.
Как указывалось выше и подкреплено представленными в дело письменными доказательствами при признании семьи Ширмагиной Ю.Ю. малоимущей в целях постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений, учитывалось наличие у неё троих несовершеннолетних сыновей и также доходы семьи в целом; как следствие принято решение о постановке Ширмагиной Ю.Ю. как многодетной матери на учет нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма
Положения статьи 57 ЖК РФ предусматривает право истцов требовать обеспечения жилым помещением по договору социального найма для целей постоянного проживания. При этом в силу части 5 указанной нормы жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Поскольку п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений, то дата постановки истицы на учет нуждающихся в жилых помещениях в данном случае правового значения для разрешения возникшего между сторонами спора не имеет.
С учетом изложенного, на ответчика подлежит возложению обязанность по предоставлению Ширмагиной Ю.Ю. и её несовершеннолетним детям Ширмагину А.Р., Ширмагину Р.Р., Сутулову В.А., взамен ранее занимаемого непригодного для проживания жилого помещения по адресу: ***, другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарно-техническим требованиям, находящегося в черте пос.ФИО1 Костромского муниципального района, по нормам предоставления площади жилого помещения.
Необходимости указания в решении о предоставлении жилья вне очереди суд не усматривает, поскольку законодательством в области исполнительного производства исполнение подобного рода решений во внеочередном порядке не предусмотрено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Ширмагиной Ю.Ю. удовлетворить.
Обязать Муниципальное образование Никольское сельское поселение в лице администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области предоставить Ширмагиной Ю.Ю. и её несовершеннолетним детям Ширмагину А.Р., Ширмагину Р.Р., Сутулову В.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся в границах *** по норме предоставления площади жилого помещения взамен ранее занимаемого непригодного для проживания помещения по адресу: ***.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления полного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Судья: Воронова О.Е.